+7 (473) 234-64-06

К 80-летию Победы. КБХА и ВМЗ в годы Великой Отечественной войны

06.05.2025

Конструкторское бюро химавтоматики было основано 13 октября 1941 года, в период, ставший переломным моментом истории нашего Отечества, когда немецко-фашистские захватчики начали стремительное наступление. Уже к осени летчики противника начали бомбить Москву. Чтобы сохранить потенциал промышленных предприятий, главнокомандование страны ставит поручение целому ряду конструкторских бюро и заводов, базировавшихся в столице, эвакуироваться на север.

Семену Ариевичу Косбергу, родоначальнику будущего КБХА, дают поручение во главе с маленьким коллективом разработать агрегаты непосредственного впрыска топлива в моторы боевых самолетов, которые сделали бы наши истребители более совершенными.

13 октября вместе с коллективом, состоящим всего из двадцати восьми человек и их семей, по государственному приказу он отправляется в город Бердск Новосибирской области.

Прибыв в Сибирь к месту новой дислокации Харьковского завода № 296, работники новоиспеченного ОКБ получили для размещения производства помещение бывшего зернохранилища – размером около ста квадратных метров с тонкими неоштукатуренными стенами и ветхой крышей. Вместо окон под потолком располагались две запыленные фрамуги, через которые едва проникал дневной свет. Над головой нависал грубый дощатый потолок, а под ногами был холодный асфальтированный пол. Ни  отопления, ни водоснабжения или каких-то других удобств здесь не было. Начались тяжелые будни.

Из докладной записки о деятельности ОКБ в 1941-1946 годах: «Кадры к моменту организации ОКБ на заводе № 296 были эвакуированы из г. Москвы в г. Бердск Новосибирской области. В числе эвакуированных рабочих не было. Конструкторов насчитывалось 18 человек, экспериментаторов – четверо, технологов – шестеро. Станочное и стендовое оборудование до 1943 года в ОКБ отсутствовало».

Приходилось трудиться, не смыкая глаз. Чтобы хоть как-то оборудовать рабочее место, сотрудники начали свою трудовую деятельность в качестве строительных рабочих. Инженеры сколачивали столы из подручного материала - досок упаковочных ящиков, где после выполняли первые чертежные работы. В углу поставили печку-буржуйку, изготовленную из старой железной бочки. У нее грели замерзшие от зимней стужи руки и делились новостями с фронта. Отдыхать было некогда даже ночью. После дневной смены приходилось упорно работать – рыть котлован под опытное производство. А утром – снова в бой – разрабатывать агрегаты непосредственного впрыска.

Первые успехи давались нелегким трудом. Чертежные работы выполняли по очереди, пользуясь рейсшиной и угольником. Не хватало карандашей, бумаги и другого инструмента, технической литературы, состоявшей на тот момент всего их двух справочников, один из которых был на немецком языке. С помощью остекленной деревянной рамки, наподобие оконной рамы, используя дневной свет, производили копирование чертежей на светочувствительную бумагу.

Одной же из первостепенных задач конца 1941 года стало перепрофилирование базы ОКБ – завода № 296 – на выпуск насосов непосредственного впрыска горючего в цилиндры авиационных моторов, разрабатываемых инженерами ОКБ под руководством Косберга.

Оказывая посильную помощь работникам завода, коллектив ОКБ продолжал работу по совершенствованию ранее разработанных конструкций. К этому времени с положительными результатами прошел все виды испытаний агрегат НБ-З. Борьба за господство в воздухе на фронтах Великой Отечественной и острая необходимость в усилении нашей истребительной авиации выдвинули работу по совершенствованию агрегата на первый план. Но, к сожалению, анализ итогов испытаний показал, что в его конструкции все еще имелись недоработки, которые могли привести к аварийной ситуации.

После всестороннего анализа сложившейся обстановки руководство ОКБ приходит к выводу, что необходимо создать новую, более усовершенствованную и технологичную конструкцию агрегата непосредственного впрыска. Вскоре бригада в составе И.И. Абрамова, В.С. Иванова и И.И. Гутмана выдала последний чертеж нового агрегата НВ, представляющего собой плунжерный насос барабанного типа, которому присвоили шифр НБ-ЗУ. Так была создана достаточно совершенная конструкция отечественного топливного насоса НВ, который должен был заменить карбюратор на 14-цилиндровом моторе генерального конструктора А.Д. Шевцова.

Учитывая положительные результаты, руководство ОКБ во главе с С.А. Косбергом решает в кратчайшие сроки освоить серийное производство НБ-ЗУ, для чего ускоренно проводит его испытания.

В конце последнего дня испытаний, когда государственной комиссии оставалось лишь подписать акт, мотор вдруг остановился. Все попытки запустить его снова не давали никакого результата. Беглый осмотр мотора, как назло, показал, что остановка произошла из-за агрегата НБ-ЗУ. Так как время было позднее, комиссия решила перенести выявление причин неисправности мотора на утро.

Казалось, провал неизбежен. Всю ночь инженеры ОКБ разбирали агрегат и искали в нем неисправность. В итоге оказалось, что остановка мотора произошла из-за пакета анероидов – комплектующего изделия, получаемого заводом по кооперируемым поставкам. Анероиды были заменены, после чего авиационный мотор снова заработал без сбоев.

После этого по распоряжению Народного комиссариата авиационной промышленности завод № 296 с сентября 1942 года полностью перешел на серийный выпуск агрегата НБ-ЗУ, которому теперь горел «зеленый свет» в большую авиацию. В июне этого же года в Перми успешно закончилось 100-часовое испытание мотора М-82. Успешным также оказалось испытание форсированного мотора М-82Ф, летные испытания самолета Су-2 с мотором М-82. И вместе с моторами проходил ответственный экзамен на право существования  агрегат НБ-ЗУ.

Таковы первые страницы истории коллектива, поначалу состоящего из горстки специалистов, которому по существу на голом месте удалось создать и внедрить в серийное производство агрегат непосредственного впрыска топлива НБ-ЗУ для авиационного мотора АШ-82ФН генерального конструктора А.Д Шевцова.

Позже использование этого мотора на самолетах-истребителях Ла-5, Ла-7 генерального конструктора С.А. Лавочкина, бомбардировщиках Ту-2, торпедоносцах Ту-2Д генерального конструктора А.Н. Туполева позволило улучшить их тактико-технические характеристики: скороподъемность, манёвренность, скорость, дальность полета, благодаря чему отечественная авиация сделала первые уверенные рывки к победе.

Несомненные преимущества системы непосредственного впрыска, подтвержденные эксплуатацией в боевых условиях мотора АШ-82ФН с агрегатом НБ-ЗУ, полностью вытеснили с 1943 года систему карбюрации на всех вновь разрабатываемых поршневых двигателях.

За большой вклад в создание авиационной техники главный конструктор А.С. Косберг и ряд ведущих работников ОКБ были награждены боевыми орденами и медалями.

 

Воронежский механический завод, основанный в Воронеже в 1928 году, в июле 1940 года форсированными темпами приступил к выпуску авиационных моторов М-11 для самолетов ПО-2. С 3 марта 1941 года заводу присваивается наименование – Государственный Союзный завод № 154 имени Сталина. Директором завода был назначен Дмитрий Арсентьевич Морозов, до этого работавший главным механиком авиационного завода № 16.

       22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Положение на фронтах с каждым днем ухудшалось. Враг приближался к Воронежу. Военная обстановка вызвала эвакуацию завода вглубь страны. На основании приказа Народного Комиссара авиационной промышленности от 9 октября 1941 года завод с оборудованием, работниками и их семьями должен был эвакуироваться в город Ташкент Узбекской ССР и разместиться на площадях полиграфического комбината.

     12 октября 1941 года первый эшелон был подготовлен к отправлению. В него входило 16 платформ с оборудованием и 18 вагонов с материальными ценностями и семьями заводчан. Через 11 суток первый эшелон прибыл к месту назначения. Для размещения завода территории полиграфического комбината оказалось недостаточно. В связи с этим Совет Народных Комиссаров Узбекской ССР принимает решение о размещении завода в городе Андижан, на территории хлопкового завода № 2 и тарной фабрики. Во второй половине ноября 1941 года эвакуация завода была завершена: вывезено все оборудование, инструменты и полуфабрикаты, основной материал и большая часть коллектива завода. 4 декабря 1941 года восьмой, последний, эшелон выехал из Воронежа. А уже 14 декабря 1941 года на земле братской Узбекской ССР состоялся пуск завода, на две недели раньше установленного срока!

     Официально приказом по заводу продолжительность рабочего дня была установлена 12 часов, а фактически не уходили с завода по 2-3 суток. В декабре 1941 года было выпущено 36 серийных и 4 ремонтных мотора М-11. В июле 1942 завод вошел в число лучших предприятий Наркомата авиационной промышленности. За выдающиеся заслуги в деле восстановления завода на Узбекской земле большая группа работников была награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. В апреле 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий по производству моторов М-11 орденами и медалями Советского Союза были награждены 63 работника завода.

     В истории Великой Отечественной войны двигатели М-11, установленные на легкие бомбардировщики ПО-2, были испытаны в боях летчицами прославленного 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка (командир – Бершанская Е.Д.). «Ночные ведьмы», так называли экипажи легких ночных бомбардировщиков, вселяли ужас в фашистских захватчиков. На самолетах, оснащенных двигателями, изготовленными в далеком Андижане на заводе № 154 имени Сталина летчицы авиаполка под командованием Е.Д. Бершанской совершили 24 тысячи боевых вылетов, сбросили три миллиона килограммов авиационных бомб на вражеские аэродромы, базы военной техники, мосты и железные дороги. За ратные подвиги в борьбе с фашистами полк был награжден орденами Красного Знамени и Суворова 3-ей степени. В этом немалая заслуга и коллектива завода № 154 имени Сталина, в тылу ковавшего оружие для защитников Родины.

     Решительное наступление Красной Армии на всех фронтах Великой Отечественной войны увенчалась полным разгромом немецко-фашистских захватчиков. 16 сентября 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод № 154 имени Сталина был награжден орденом Трудового Красного Знамени за трудовой вклад в дело Победы над фашистской Германией.

     За период Великой Отечественной войны большая группа работников завода была награждена государственными наградами. Всего за годы Великой Отечественной войны коллективом завода № 154 имени Сталина было выпущено 15874 моторов М-11 и 1416 моторов отремонтировано.