+7 (473) 234-64-06
1941
1942
1946
1954
1957
1958
1959
1960
1961
1965
1966
1969
1970
1974
1976
1988
1993
1998
2001
2006
2013
2014
2016
2017
2019
Создание Конструкторского бюро № 296
1941
Создание Конструкторского бюро № 296

В июле 1940 г. на Московском авиационном карбюраторном заводе № 33 создается конструкторское бюро (КБ-2) по разработке агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Начальником КБ и заместителем главного конструктора завода назначается Семен Ариевич Косберг.

В связи с началом Великой Отечественной войны и наступлением фашистов на Москву 13 октября 1941 г. КБ-2 было преобразовано в самостоятельную организацию и эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод № 296, перебазированный из Харькова. С. А. Косберг был назначен главным конструктором завода. По прибытии на место коллектив ОКБ (29 человек) в неприспособленных помещениях в суровых сибирских условиях продолжил работы по созданию агрегатов НВ, а работники завода приступили к подготовке производства для изготовления агрегата НБ-ЗУ.

Начало серийного производства агрегатов
1942
Начало серийного производства агрегатов

В 1942 г. агрегат НБ-ЗУ в составе авиационного мотора М-82 успешно прошел заводские испытания, на самолете Су-2 — летные испытания, и с сентября 1942 года завод начал его серийное изготовление. Летные испытания показали, что замена карбюратора агрегатом НБ-ЗУ дала прирост мощности мотора М-82 на ~70 л.с. при значительном снижении удельного расхода топлива, что позволило повысить летно-технические характеристики самолетов Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ту-2Д — скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета. Это обеспечило им преимущество над лучшими немецкими боевыми самолетами. Преимущество агрегатов НВ над карбюраторной системой оценили практически все основные разработчики авиационных моторов (генеральные конструкторы А. Д. Швецов, А. А. Микулин, В. Я. Климов, В. А. Добрынин), для которых в течение 1941—1952 гг. ОКБ разработало около 50 вариантов агрегатов НВ и их модификаций.

Эпоха реактивных двигателей
1946
Эпоха реактивных двигателей

В апреле 1946 г. ОКБ перебазировалось в Воронеж на завод № 265 Министерства авиационной промышленности и получило наименование ОКБ завода № 265, а в мае 1946 г. в связи с изменением номера завода — ОКБ завода № 154. За период 1946—1954 гг. было разработано около 80 наименований агрегатов: топливные форсунки, масляные флюгерные насосы, топливные фильтры, регуляторы подачи топлива, системы управления и регулирования и др.

Одной из последних разработок этого направления было создание пусковых стартеров, работающих на твердом и жидком топливе, для мощных реактивных двигателей. Стартеры включали ряд основных агрегатов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД): газогенератор, турбину, насосы, органы управления и регулирования, что явилось основой для перехода к разработке более сложных изделий — ЖРД.

Первый ЖРД
1954
Первый ЖРД

В мае 1954 года впервые на предприятии была начата разработка жидкостного реактивного двигателя Д-154 на однокомпонентном топливе для использования в качестве дополнительной силовой установки на истребителе-перехватчике А. И. Микояна.

Позже на его базе был создан более экономичный двигатель РД0100, работающий на однокомпонентном топливе ОТ-152. Ведущим конструктором двигателя стал А. Д. Конопатов.

Первые ЖРД разрабатывались в ОКБ-154 как дополнительные силовые установки для истребителей-перехватчиков А. И. Микояна (ЖРД РД0100 и РД0101) в 1955–56 гг., А. С. Яковлева (РД0102) в 1957–59 гг., П. О. Сухого (РД0103) в 1957 г.

Начало работ по двигателю РД0200
1957
Начало работ по двигателю РД0200

Приказом Министерства авиационной промышленности от 12.03.1957 г. № 544 ОКБ при заводе № 154 (ОКБ-154) реорганизовано в Государственное Союзное ОКБ-154 по разработке и созданию авиационных ЖРД и совершенствованию поршневых авиационных двигателей.

В октябре этого же года двум конструкторским бюро — ОКБ-154 С. А. Косберга и ОКБ-2 А. М. Исаева — поручена разработка ЖРД РД0200 для второй ступени ракеты 5В11 системы противовоздушной обороны «Даль» генерального конструктора С. А. Лавочкина.

Первый двигатель для космоса
1958
Первый двигатель для космоса

4 октября 1957 года главный конструктор ОКБ-1 С. П. Королев с помощью двухступенчатой ракеты Р-7 обеспечил первый в истории человечества запуск в космическое пространство искусственного спутника Земли. После этого он ставит задачу повышения грузоподъемности ракеты с целью обеспечения перспективных полетов к Луне.

10 февраля 1958 года состоялось знакомство С. П. Королева с С. А. Косбергом, после которого в ОКБ-154 разворачиваются работы по созданию ЖРД РД0105 для третьей ступени ракеты-носителя 8К72 «Луна» разработки ОКБ-1 С. П. Королева. Двигатель разрабатывался совместно с ОКБ-1.

Благодаря самоотверженному труду воронежцев уже через семь месяцев — в сентябре 1958 года — в Советском Союзе осуществлен первый испытательный пуск ракеты 8К72 в трехступенчатом варианте.

5 сентября 1958 года на построенном в Шиловском лесу стенде проведено первое огневое испытание двигателя РД0200, ознаменовавшее собой рождение испытательного комплекса предприятия.

Начало освоения Луны
1959
Начало освоения Луны

2 января 1959 года осуществлен запуск первой космической станции «Луна-1» при помощи ракеты-носителя 8К72 с двигателем третьей ступени РД0105 в сторону Луны. В сентябре и октябре этого же года запущены космические станции «Луна-2» (совершила посадку на Луну) и «Луна-3» (фотографирование обратной стороны Луны).

Начата разработка двигателя РД0106 для второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А главного конструктора С. П. Королева.

Начата разработка двигателя РД0109 для третьей ступени ракеты-носителя «Восток» главного конструктора С. П. Королева.

Двигатели для первых межпланетных миссий
1960
Двигатели для первых межпланетных миссий

ОКБ-154 приступает к созданию ЖРД РД0107 для третьей ступени ракеты-носителя «Молния». Чуть позже на предприятии создаются аналоги этого двигателя — РД0108 и РД0110 с повышенной надежностью для космических РН «Восход» и «Союз», предназначенных для осуществления групповых полетов космонавтов. Серийное изготовление двигателей обеспечивал Воронежский механический завод.

Ракеты «Молния» впервые в мире обеспечили запуски советских межпланетных космических аппаратов «Венера» и «Марс» с их последующим пролетом рядом с соответствующими планетами (19.05.1961 г. и 19.06.1963 г.).

Подробнее

С помощью ракеты «Восход» впервые в мире был осуществлен полет экипажа из трех космонавтов В. М. Комарова, К. П. Феоктистова, Б. Б. Егорова (12.10.1964 года), выход человека (А. А. Леонова) в открытый космос (18.03.1965 года).

Ракеты «Союз» многие десятилетия остаются главным транспортным средством Советского Союза и России для доставки экипажей космонавтов на орбиту Земли.

Также в первой половине 60-х годов ОКБ-154 обеспечивает разработку мощных ЖРД на высококипящих компонентах топлива для ракет УР-100, УР-200, УР-500 «Протон» и ЖРД РД0225 многократного включения для коррекции орбиты космической станции «Алмаз» генерального конструктора В. Н. Челомея.

Скрыть
«Косберг сработал!»
1961
«Косберг сработал!»

С помощью двигателя РД0109 решены исторические задачи освоения космоса, прежде всего запуск 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту космического корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным на борту и в дальнейшем всех одноместных пилотируемых кораблей.

Двигатель РД0109 в составе ракеты-носителя «Восток» демонстрировался в 1967 году на международных выставках в Монреале и Париже, а также на Выставке достижений народного хозяйства СССР.

Производство ОКБ-154 в течение нескольких лет изготовило и поставило 140 товарных двигателей, использованных при пусках РН различного назначения. Серийным изготовлением двигателей также занимался Воронежский механический завод.

Стала знаменитой фраза, произнесенная Ю. А. Гагариным после успешного запуска двигателя третьей ступени: «Косберг сработал!»

Ядерный ракетный двигатель
1965
Ядерный ракетный двигатель

В начале 1965 года после травм, полученных в автокатастрофе, главный конструктор ОКБ-154 С. А. Косберг ушел из жизни. Предприятие возглавил Александр Дмитриевич Конопатов.

В 1965 году предприятию поручено разработать ядерные ракетные двигатели РД0410 и РД0411. Двигатели предназначались для разгона, торможения космических аппаратов и коррекции их орбиты при освоении дальнего космоса. Благодаря минимальному молекулярному весу и термодинамическому совершенству рабочего тела — водорода и высокой температуре нагрева его в ядерном реакторе до 3000ºК этот новый тип двигателей характеризовался высокими энергетическими показателями и обеспечил значительное расширение потенциально решаемых задач по освоению ближнего и дальнего космоса.

Результаты работ по созданию ЯРД РД0410 были использованы при создании кислородно-водородного ракетного двигателя РД0120, а также послужили основой при проектировании многорежимных ядерных энергодвигательных установок для космических аппаратов.

РН «Союз» - в эксплуатации
1966
РН «Союз» - в эксплуатации

В 1966 году космическая ракета-носитель «Союз» с двигателем РД0110 разработки ОКБ-154 в составе третьей ступени сдана в серийную эксплуатацию. Серийное изготовление двигателя было поручено Воронежскому механическому заводу. ОКБ-154 переименовывается в Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА).

Укрепление ракетно-ядерного щита Родины
1969
Укрепление ракетно-ядерного щита Родины

За создание образцов новой техники в 1969 году КБХА награждено государственной наградой — орденом Ленина. Чуть ранее — в 1967 году в Советском Союзе в эксплуатацию сдана первая ампулизированная межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 (РС-10) генерального конструктора В. Н. Челомея с двигателями разработки КБХА в составе первой ступени.

В 1967 году КБХА также приступает к созданию двигателя для второй ступени тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты РС-20А главного конструктора М. К. Янгеля.

Создание лазерной техники
1970
Создание лазерной техники

В 1970 году КБХА приступает к созданию двигателей для межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н «Стилет».

В 1971 году на предприятии начинается разработка газодинамических лазеров. Конструкторские решения выполнялись на высоком научно-техническом уровне, что подтверждается внедрением более ста авторских свидетельств на изобретения, полученных предприятием. Уже в 1973 году были начаты испытания данной техники с положительными результатами.

Освоение геостационарных орбит
1974
Освоение геостационарных орбит

В 1974 году Воронежский механический завод приступил к серийному производству модернизированного ракетного двигателя 11Д58 М, созданного на базе предшественника — 11Д58. К настоящему времени осуществлено около 300 пусков с использованием данного двигателя в составе разгонных блоков серии «ДМ». В том числе двигатель использовался для осуществления первых запусков космических аппаратов на геостационарные орбиты. С помощью разгонных блоков с двигателем 11Д58 М также осуществлялись запуски межпланетных станций «Венера-9» — «Венера-16» и других космических аппаратов.

Начало работ по двигателю для комплекса «Энергия-Буран»
1976
Начало работ по двигателю для комплекса «Энергия-Буран»

За создание образцов новой техники КБХА награждается государственной наградой — орденом Октябрьской Революции. Годом ранее на боевое дежурство поставлены МБР УР-100Н и РС-20А с двигателями КБХА.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.02. 1976 года № 132–51 и приказом МОМ от 05.03.1976 года № 82 КБХА приступило к разработке мощного кислородно-водородного ЖРД РД0120 тягой 200 тонн для маршевой ступени РН «Энергия» генерального конструктора В. П. Глушко. Двигательный блок ступени включал в себя четыре двигателя РД0120 суммарной тягой 800 тонн. Изготовление двигателей после разработки осуществлял Воронежский механический завод.

По своей надежности, энергомассовым характеристикам, уровню достигнутых параметров, ресурсу работы, новизне конструкторско-технологических решений, применяемым материалам двигатель превзошел все ранее созданные образцы подобного типа и по ряду параметров превзошел лучшие мировые образцы, в том числе американский ЖРД SSME такой же размерности, созданный в тот же период для многоразовой космической системы «Спейс Шаттл».

Успешный полет комплекса «Энергия-Буран»
1988
Успешный полет комплекса «Энергия-Буран»

В КБХА осуществлена успешная разработка двигателя РД-0243 с предельными техническими характеристиками для морского ракетного комплекса РСМ-54, а также создание ЖРД РД-0255 для МБР РС-20В (Воевода).

В 1987 году осуществлен первый успешный полет РН «Энергия» с двигателями РД0120 разработки КБХА и производства Воронежского механического завода. В 1988 году Советский Союз произвел успешный пуск комплекса «Энергия-Буран». Первый и единственный раз в истории техники многоразовый космический корабль совершил полет на орбиту планеты и обратное возвращение на Землю в автоматическом режиме управления без пилотов.

Начало работ по двигателю РД0124
1993
Начало работ по двигателю РД0124

В 1993 году в КБХА было начато создание ЖРД РД0124 для РН семейства «Союз-2» с рекордным удельным импульсом тяги среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей в мире.

В этом же году Герой Социалистического Труда, академик РАН А. Д. Конопатов покидает пост руководителя КБХА. Трудовой коллектив предприятия на конференции избирает новым руководителем Владимира Сергеевича Рачука.

Освоение гиперзвуковых технологий
1998
Освоение гиперзвуковых технологий

В 1994–1998 годах КБХА совместно с ЦИАМ им. Баранова разработало экспериментальный осесимметричный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель 58Л, предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях 3–6,5 Маха и высотах от 20 до 35 км. Двигатель работает на жидком водороде, который проходит через тракт охлаждения камеры сгорания и затем попадает в зоны горения. Двигатель полностью спроектирован и изготовлен в КБХА, при этом были реализованы оригинальные конструкторско-технологические решения. В 1998 году ГПВРД успешно прошел летные испытания в составе установки «Игла». Двигатель был включен при скорости полета 3 Маха, в конце полета скорость достигла 6,47 Маха. Впервые в мире сгорание водорода в камере происходило в сверхзвуковом потоке. Двигатель полностью и без замечаний отработал по программе испытаний.

В этот же период КБХА продолжает проведение целого ряда НИОКРов по перспективным направлениям ракетного двигателестроения.

Начало наземной отработки нового двигателя РД0146
2001
Начало наземной отработки нового двигателя РД0146

В 2001 году КБХА проводит первое огневое испытание нового кислородно-водородного ракетного двигателя РД0146, впервые в России спроектированного по схеме без газогенератора. Двигатель стал первым в мире ЖРД, выполненным по независимой двухвальной схеме подачи компонентов топлива с последовательной подачей газа на турбины. Указанное обстоятельство позволило продемонстрировать работоспособность системы подачи с оптимальными характеристиками агрегатов.

Начало эксплуатации РН «Союз-2.1б»
2006
Начало эксплуатации РН «Союз-2.1б»

Начало летной эксплуатации ЖРД РД0124 в составе РН «Союз-2.1б». В ходе первого пуска ракета-носитель с новым двигателем третьей ступени обеспечила вывод на орбиту Земли дорогостоящего европейского космического телескопа «Corot».

В последующем осуществлены десятки успешных пусков РН «Союз-2» с ЖРД РД0124 с четырех космодромов планеты.

Начало летных испытаний РН «Союз-2.1в»
2013
Начало летных испытаний РН «Союз-2.1в»

В 2013 году осуществлен первый пуск новой ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» с новым двигателем РД0110Р разработки КБХА и производства ВМЗ в составе первой ступени. Данный двигатель был разработан на предприятии в сжатые сроки и работает на первой ступени ракеты в качестве рулевого двигателя в связке с маршевым двигателем НК-33-1 разработки СНТК им. Н. Д. Кузнецова. На второй ступени РН «Союз-2.1в» используется двигатель РД0124 разработки КБХА.

Начало летных испытаний РН «Ангара»
2014
Начало летных испытаний РН «Ангара»

В 2014 году состоялись два успешных летных испытания легкой РН «Ангара 1.2-ПП» и тяжелой «Ангара-5» с новым ЖРД РД0124А разработки КБХА в составе верхних ступеней указанных ракет.

Двигатель РД0124А разработан на базе ЖРД РД0124, имея ряд конструктивных отличий в части отбора горючего на управление отклонением камер сгорания, обеспечения наддува баков, а также отличается увеличенным временем работы в полете. Наземная отработка двигателя РД0124А завершена успешным проведением межведомственных испытаний.

Начало эксплуатации космодрома «Восточный»
2016
Начало эксплуатации космодрома «Восточный»

В 2016 году с нового космодрома «Восточный» осуществлен первый пуск космической ракеты-носителя. Ею стала РН «Союз-2.1а» с двигателем РД0110 разработки КБХА и производства ВМЗ на третьей ступени. Позже с космодрома «Восточный» начали осуществлять запуски модернизированной РН «Союз-2.1б» с двигателем РД0124 разработки КБХА на третьей ступени ракеты.

В этом же году предприятие приступило к разработке опытного образца кислородно-метанового двигателя РД0177 в рамках создания базового задела для перспективных средств выведения.

Начало работ по новому двигателю РД0124МС
2017
Начало работ по новому двигателю РД0124МС

В 2017 году на предприятии начаты работы по созданию нового кислородно-керосинового ракетного двигателя РД0124 МС для второй ступени перспективной РН «Союз-5».

Соединяя лучшее
2019
Соединяя лучшее

С 1 ноября 2019 года в рамках создания Воронежского центра ракетного двигателестроения «Воронежский механический завод» — филиал «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева» объединен с акционерным обществом «Конструкторским бюро химавтоматики» (АО КБХА). Директором объединенного предприятия назначен Сергей Викторович Ковалев.
На объединенной производственной площадке продолжается разработка и производство ракетных двигателей, авиатехники, а также нефтегазового оборудования под брендом «ВМЗ».

История Воронежского механического завода (ВМЗ) начинается с октября1928 года, когда в Воронеже заработал завод по производству очистительных машин — триеров. В ноябре 1931 года он был переименован в «Дизельный завод» и стал выпускать дизели для малой энергетики и речного флота.

Подробнее

Июль 1940 года: форсированными темпами начался выпуск авиадвигателей М-11 для самолетов ПО-2.
Начало Великой Отечественной войны — эвакуация в Андижан, где за военный период изготовлено более 30 тысяч авиационных моторов для легкой авиации.

В 1946 году завод возрождает производство авиадвигателей в Воронеже.
1957–1958 годы — очередной этап научно-технического развития завода: запуск в серийное производство ракетных двигателей на жидком топливе. Были освоены передовые космические технологии: изготовлено уникальное оборудование, разработаны новые материалы и методики контроля.

Высокий технический потенциал завода и профессионализм персонала подтверждены успешнымиполетами космической системы «Энергия-Буран», двигатели для которой изготовлены на ВМЗ, а также стабильным обеспечением космических полетов серийных ракет-носителей «Союз», «Протон» и др.

В начале 90-х годов в сотрудничестве с ОАО «Газпром» освоено производство нефтегазового оборудования, соответствующего мировым стандартам качества: фонтанных арматур, колонных головок, запорно-регулирующей арматуры, эжектров, противовыбросового оборудования.

С 2010 разрабатываются и производятся станции управления фонтанными арматурами, модули обвязки скважин, внутрискважинное оборудование.
Воронежский механический завод — Лауреат Премии Правительства РФ в области качества

Скрыть