+7 (473) 234-64-06

120 лет со дня рождения Семена Ариевича Косберга

13.10.2023

14 октября исполняется 120 лет со дня рождения основателя, главного конструктора Конструкторского бюро химавтоматики (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос»), Героя Социалистического Труда Семена Ариевича Косберга. Являясь творческой, деятельной натурой, С.А. Косберг был прямым соратником С.П. Королева и других первопроходцев отечественной космонавтики. Именно он создал и поставил на ноги предприятие, которое за прошедшие десятилетия стало одним из ведущих в области ракетного двигателестроения.

Так сложилось, что день рождения С.А. Косберга практически совпал с днем рождения конструкторского бюро, работе в котором он посвятил большую часть своей жизни. 13 октября 1941 годы в тяжелые дни Великой Отечественной войны на базе Московского авиационного карбюраторного завода № 33 было образовано самостоятельное КБ, главной задачей которого стала разработка агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационных моторов. Сразу после этого новая организация во главе с Семеном Ариевичем была эвакуирована в городок Бердск Новосибирской области.

Нелегким оказался труд в глубоком тылу горстки инженеров, которые первое время днями и ночами в пустующих элеваторах чуть ли не на колене проектировали новые агрегаты для отечественных боевых самолетов. «Днем все сидели за чертежами в общей комнате, - вспоминает один из ветеранов предприятия Султанбек Сакаев, - а по ночам рыли котлован под фундамент нового производства. На третью ночь, казалось, окончательно выдохлись. И вдруг грянул оркестр и голос главного: «Нам песня строить и жить помогает». Мы сначала оцепенели, а потом радостно подхватили песню. Откуда только силы взялись: в эту ночь мы работали с производительностью экскаватора. Спрашиваю: «Откуда же взялся оркестр?» – «Семен Ариевич организовал». В этом маленьком эпизоде проявилась профессиональная и человеческая мудрость Косберга».

Уже в первые годы работы преимущества агрегатов непосредственного впрыска над карбюраторной системой оценили практически все основные разработчики авиационных моторов – генеральные конструкторы А.Д. Швецов, А.А. Микулин, В.Я. Климов, В.А. Добрынин – для которых в 1941-1942 годах ОКБ С.А. Косберга разработало около 50 вариантов подобных агрегатов. Лучшей похвалой новым моторам было мнение самих советских летчиков, которые отзывались о них простой, но емкой фразой: «Работал как зверь!».

За годы Великой Отечественной войны Семен Ариевич за большой личный вклад в создание боевой авиационной техники был награжден орденами «Знак Почета», Красной Звезды и Отечественной войны I степени. Секрет успеха Косберга как руководителя и организатора заключался в том, что из всего многообразия служебной терминологии: могу – не могу, получается – не получается, успею – не успею, он знал только одно слово – «надо». За это его уважали и ценили не только коллеги, но и руководство страны.

После победоносного окончания войны в апреле 1946 года ОКБ было перебазировано в Воронеж на завод № 265 Министерства авиационной промышленности и в мае этого же года в связи с изменением номера завода стало называться ОКБ-154 (сегодня – Конструкторское бюро химавтоматики).

В послевоенные годы техника интенсивно двигалась вперед, поршневые двигатели стали вытесняться турбовинтовыми (ТВД) и турбореактивными (ТРД). Тематика ОКБ резко сократилась, стали поговаривать, что конструкторское бюро могут закрыть. В такой ситуации Семен Ариевич рассудил по-хозяйски просто и сказал своим коллегам: «Хотите жить – ищите!» Коллектив начал срочно осваивать новую технику – агрегаты ТВД и ТРД: топливную и регулирующую аппаратуру, пусковые стартеры, топливные фильтры. По собственной инициативе на работе оставались до поздней ночи. Чтобы люди не дремали за кульманом, в восемь часов вечера проводились соревнования по настольному теннису. По окончании работ Семен Ариевич сам обходил помещения и выпроваживал всех домой. Благодаря упорству и настойчивости коллектив Косберга не просто сохранился, но в 1954 году начал разрабатывать авиационные жидкостные реактивные двигатели, а с 1957 года приступил к созданию двигателей для советских боевых и космических ракет.

Двери в космос воронежским конструкторам открыла знаменательная встреча С.А. Косберга и С.П. Королева, произошедшая 10 февраля 1958 года. Именно после нее ОКБ-154, ставшему к тому времени самостоятельным предприятием, поручили разработку двигателя РД0105 для третьей ступени ракеты-носителя «Луна». Эта ступень должна была впервые в мире обеспечить достижение второй космической скорости. В кратчайшие сроки воронежцы с честью выполнили ответственную задачу. Осенью того же года уже состоялись первые запуски ракеты с новым двигателем на третьей ступени, а 2 января 1959 года по направлению к естественному спутнику Земли Советский Союз запустил первую космическую станцию «Луна-1». За успешное выполнение задач по изучению Луны главному конструктору С.А. Косбергу в апреле 1960 года было присвоено звание лауреата Ленинской премии и присуждена степень доктора технических наук. Позже один из кратеров на обратной стороне Луны был назван именем Косберга.

На базе «лунника» в октябре 1959 года ОКБ-154 начало разработку ракетного двигателя РД0109, который 12 апреля 1961 года в составе третьей ступени ракеты «Восток» завершил вывод на орбиту первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. Это был успех всей страны и в частности успех воронежского коллектива, возглавляемого Косбергом, который после этого памятного полета стал Героем Социалистического Труда.

Уже добившись признания у высших руководителей Советского Союза, Косберг оставался доступным и простым в общении для своих коллег. Ежедневно его можно было увидеть в цехах родного предприятия, у кульмана вместе с рядовым конструктором. Обладая завидной конструкторской интуицией, он лично принимал многие ответственные решения в разработке того или иного изделия, верность которых подтверждалась в ходе дальнейшей экспериментальной отработки. В нужные моменты он мог проявлять твердый характер, смелость, а когда надо и чувство юмора. Однажды к нему в кабинет с жалобой пришел простой рабочий, которого коллеги за невысокий рост дразнили «недоделанным». Семен Ариевич, также отличавшийся невысоким ростом ответил: «Посмотри на меня. Я что, тоже недоделанный?». Конфликт был погашен. Особенно внимательно, по-отечески, Семен Ариевич относился к молодежи.

Разработка ракет-носителей «Молния», «Восход», «Союз», тяжелой космической ракеты «Протон» – во все эти знаменательные проекты воронежцы, ведомые Семеном Ариевичем, внесли достойный вклад – создали ракетные двигатели, которые надежно работали в составе верхних ступеней.

Жизнь талантливого конструктора оборвалась в начале 1965 года после тяжелых травм, полученных в результате автомобильной катастрофы. Косберг погиб в расцвете своих творческих сил, но его дело было продолжено соратниками и учениками.