+7 (473) 234-64-06

Место разработки

ОКБ-154 (АО КБХА)

Место производства

ОКБ-154 (АО КБХА)

Характеристики

  • тяга в пустоте — 5,04 тс;
  • удельный импульс тяги 316 с;
  • давление в камере сгорания — 45,9 кгс/см2;
  • компоненты топлива — жидкий кислород, керосин.

Назначение

Двигатель третьей ступени (блока Е) ракеты-носителя 8К72 («Луна») главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королева

Эксплуатация / этап отработки

10 февраля 1958 года состоялась встреча главного конструктора ОКБ-154 С. А. Косберга с главным конструктором ОКБ-1 С. П. Королевым, положившая начало совместному сотрудничеству и новому этапу научной и творческой деятельности воронежского предприятия по созданию ряда совершенных ЖРД для ракет космического и оборонного назначения.

На основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 20.03.1958 года № 343–166 и приказа ГКАТ от 11.04.1958 года № 114 в 1958–1959 годах совместно с ОКБ-1 в рекордно короткий срок (6 месяцев) был разработан кислородно-керосиновый ЖРД РД0105. Это был первый отечественный двигатель, разработанный для использования в условиях космоса на третьей ступени (блок Е) ракеты-носителя 8К72 («Луна»). Его применение позволило существенно увеличить массу искусственного спутника Земли с 1400 до 4500 кг и впервые в мире обеспечить достижение второй космической скорости. При разработке двигателя сложилась следующая кооперация:

  • ОКБ-1 разрабатывало и поставляло камеру сгорания с рамой, газовыми дросселями, приводами, клапанами продувки и слива. ОКБ-154 разрабатывало и изготавливало турбонасосный агрегат, газогенератор, агрегаты автоматики и регулирования, агрегаты для наддува баков. Сборка двигателя и его доводка производились в ОКБ-154.
  • Испытания двигателя и агрегатов велись на стендах ОКБ-1 и ОКБ-154.
  • В течение 1958–1960 годов было изготовлено 44 двигателя.
  • На 36 двигателях проведено 74 стендовых испытания, два двигателя прошли ОСИ в составе ступени РН 30.12.1958 года и 03.06.1959 года, семь двигателей — летные испытания. Суммарная наработка при СИ и ЛИ составила 27180 сек.
  • 2 января 1959 года с помощью ЖРД РД0105 был проведен впервые в мире запуск космического объекта в район Луны, причем впервые в мире запуск ЖРД был произведен в космосе и впервые в мире достигнута 2-я космическая скорость.
  • 12 сентября 1959 года впервые в мире на поверхность Луны доставлен вымпел с гербом СССР.
  • 4 октября 1959 года также впервые в мире проведены облет и фотографирование обратной стороны Луны.
  • Работа по теме закончена в декабре 1960 года.
  • Разработкой двигателя руководил ведущий конструктор В. П. Кошельников.