Научно-технический комплекс
Научно-технический комплекс (НТК) является одним из важнейших комплексов предприятия. Он характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, позволяющего реализовать самые масштабные технические задачи и проекты. Комплекс обеспечивает полный цикл разработки ЖРД и их агрегатов: от получения технического задания (ТЗ) на проектирование до выпуска конструкторской документации, соответствующей требованиям ТЗ и сопровождения освоения в производстве новых изделий.
НТК укомплектован высококвалифицированным кадрами, включая кандидатов и докторов наук, силами которых осуществляется:
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и создание ЖРД и энергетических установок по ТЗ головных заказчиков;
- проведение авторского надзора и инженерного сопровождения серийного изготовления ЖРД;
- участие в подготовке ракет-носителей (РН) к летным испытаниям (ЛИ) и штатным пускам с полезной нагрузкой;
- проектирование высокотехнологичных образцов техники с использованием PLМ-системы (системы управления жизненный циклом изделия);
- повышение качества и поддержание надежности ЖРД собственной разработки.
За прошедшие годы силами инженеров-конструкторов НТК спроектировано более 60 образцов ЖРД на различных компонентах жидкого топлива для ракет различного назначения. Половина из них в разные годы была передана в серийное производство, благодаря чему в стране была обеспечена и продолжает обеспечиваться эксплуатация целого ряда ракетных комплексов.
Высокий уровень разработок НТК подтверждается передовыми инженерно-конструкторскими решениями и рекордными характеристиками создаваемых ЖРД. В постсоветский период в НТК осуществлены инновационные работы по:
- созданию ЖРД РД0124, имеющего рекордный удельный импульс тяги среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире;
- разработке трехкомпонентного ракетного двигателя на базе ЖРД РД0120 РН «Энергия»;
- созданию и экспериментальной отработке гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя 58Л, обеспечившего достижение в атмосфере скорости в 6,47 Маха;
- разработке первых в стране безгенераторных кислородно-водородных ЖРД;
- проектированию и успешной наземной огневой отработке первого в мире ЖРД с кольцевой камерой сгорания со щелевым критическим сечением и тарельчатым соплом;
- переводу серийных ЖРД с токсичных компонентов топлива на экологически чистые;
- созданию новых ЖРД на компонентах топлива «жидкий кислород — сжиженный природный газ» и «жидкий кислород — жидкий водород»;
- созданию и испытаниям камеры сгорания с регулируемым в процессе работы критическим сечением;
- созданию и испытаниям камеры сгорания с регулируемым в процессе работы соотношением компонентов топлива в широком диапазоне;
- разработке и созданию системы лазерного поджига компонентов топлива, а также по другим перспективным направлениям ракетного двигателестроения.
В настоящее время к числу ключевых задач НТК относятся:
- инженерное сопровождение серийного изготовления и эксплуатации ЖРД РД0110 для третьей ступени РН «Союз»;
- инженерное сопровождение эксплуатации ЖРД второй и третьей ступеней РН «Протон-М»;
- инженерное сопровождение серийного изготовления и эксплуатации ЖРД РД0124 для верхних ступеней РН «Союз-2.1б», «Союз-СТБ», «Союз-2.1в»;
- участие в проведении летных испытаний ЖРД РД0124А в составе верхних ступеней РН «Ангара»;
- обеспечение эксплуатации ЖРД РД0110Р в составе первой ступени РН «Союз-2.1в»;
- дальнейшая модернизация и совершенствование ЖРД РД0124 и РД0124А;
- создание кислородно-керосинового ЖРД РД0124 МС для РН «Союз-5»;
- разработка кислородно-водородного ЖРД РД0146Д-1 для разгонного блока «КВТК» РН «Ангара-А5В»;
- разработка кислородно-водородного двигателя РД0150 для перспективных средств выведения, включая РН сверхтяжелого класса;
- создание ЖРД РД0177 М и РД0169В-1 с использованием сжиженного природного газа в качестве горючего;
- разработка образцов электроракетных двигателей и другие крупные проекты.