РД0146, РД0146Д, РД0146Д-1
Место разработки
КБХА
Место производства
КБХА
Характеристики
- тяга в пустоте — 10 (РД0146), 7,5 (РД0146Д), 9 (РД0146Д-1) тс;
- удельный импульс тяги — 463 (РД0146), 470 (РД0146Д), 470 (РД0146Д-1) с;
- давление в камере сгорания — 80,8 (РД0146), 60 (РД0146Д), 71,5 (РД0146Д-1) кг/см2;
- компоненты топлива — жидкий кислород, жидкий водород.
Назначение
Серия двигателей, предназначенных для использования в составе верхних ступеней и разгонных блоков перспективных средств выведения, в том числе РН «Ангара-А5»
Эксплуатация / этап отработки
РД0146 — первый в России двигатель, выполненный по безгенераторной схеме. Первый в мире ЖРД, выполненный по независимой двухвальной схеме подачи компонентов топлива с последовательной подачей газа на турбины. Указанное обстоятельство позволило продемонстрировать работоспособность системы подачи с оптимальными характеристиками агрегатов. В состав двигателя входят низкооборотные преднасосы, обеспечивающие работоспособность двигателя при низких баковых давлениях компонентов.
В 1997 году по техническому заданию ГКНПЦ им. М. В. Хруничева для перспективных вариантов РН «Протон» и «Ангара» начата разработка РД0146 с тягой 10 тс с высотным соплом.
Макет двигателя РД0146 был продемонстрирован на выставке «Аэрокосмос 2000».
В 2001 году один из экземпляров РД0146 по соглашению был отправлен в Пратт-Уитни.
Проведено более 100 испытаний с суммарной наработкой свыше 5000 сек.
С 2008 года КБХА занимается созданием кислородно-водородного маршевого двигателя РД0146Д для использования в разгонном блоке тяжелого класса РН «Ангара-А5». РД0146Д обладает возможностью многократного включения в ходе полета. В состав двигателя входит неохлаждаемый насадок, состоящий из стационарной и подвижной частей.
В рамках создания ЖРД семейства РД0146Д были проведены испытания с использованием лазерной системы зажигания компонентов топлива, испытания с имитацией штатных условий вакуума на срезе сопла с помощью газодинамической трубы. Кроме того, были проведены огневые испытания двигателя на компонентах топлива жидкий кислород + сжиженный природный газ.
С 2018 года АО КБХА по уточненному техническому заданию занимается разработкой модифицированного двигателя РД0146Д-1 тягой 9 тс.