+7 (473) 234-64-06

Место разработки

КБХА

Место производства

КБХА

Характеристики

  • тяга в пустоте — 4 тс;
  • удельный импульс тяги — 470 с;
  • давление в камере сгорания — 73 кг/см2;
  • компоненты топлива — жидкий кислород — жидкий водород.

Назначение

Экспериментальный ракетный двигатель, впервые в мире спроектированный с кольцевой камерой сгорания со щелевым критическим сечением и тарельчатым соплом

Эксплуатация / этап отработки

В 1995 году на внебюджетные средства в КБХА была начата научно-исследовательская работа по созданию впервые в СССР и РФ безгенераторных кислородно-водородных ЖРД для перспективных верхних ступеней РН, разгонных блоков и межорбитальных буксиров, определившая облик двигателя, его характеристики и закончившаяся выпуском технического предложения.

На основании проведенных работ РКК «Энергия» выдало ТЗ на разработку двигателя, которому был присвоен индекс РД-0126 (главные конструкторы В. Д. Горохов, Н. Е. Титков, ведущий конструктор И. В. Липлявый). Вариант двигателя РД-0126Э имеет принципиально новую конструкцию камеры, которая выполнена кольцевой со щелевым критическим сечением и тарельчатым соплом.

Такой двигатель имеет ряд преимуществ по сравнению с ЖРД обычной традиционной схемы:

  • более высокое значение удельного импульса тяги в пустоте при одинаковой длине;
  • меньшую массу при одинаковых значениях удельного импульса тяги;
  • возможность получения высокой температуры горючего в тракте охлаждения, что позволяет использовать его в качестве рабочего тела для вращения турбины ТНА;
  • возможность проведения испытаний высотных двигателей в земных условиях без газодинамической трубы.

В 1998 году впервые испытан стендовый двигатель с такой камерой. Испытаниями подтверждено безотрывное истечение продуктов сгорания из высотного тарельчатого сопла в земных условиях, что существенно упрощает отработку двигателя. Полученные показатели экономичности соответствуют расчетным. Рабочий процесс устойчивый, материальная часть в удовлетворительном состоянии.

Работы завершены.