+7 (473) 234-64-06

Место разработки

КБХА

Место производства

КБХА

Характеристики

  • тяга в пустоте — 30 тс;
  • удельный импульс тяги — 359 с,
  • давление в камере сгорания — 160 кг/см2;
  • компоненты топлива — жидкий кислород — керосин.

Назначение

Двигатель третьей ступени ракет-носителей «Союз-2.1б», «Союз-2.1в», «Союз-СТБ» разработки РКЦ «Прогресс» (г. Самара)

Эксплуатация / этап отработки

В январе 1993 года по ТЗ Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» (ныне РКЦ «Прогресс») и контракту с Российским космическим агентством были начаты работы по двигателю 14Д23, предназначенному для использования в качестве маршевого на третьей ступени модернизированной РН «Союз-2», выводящей на более высокие орбиты искусственных спутников Земли, чем «Союз», пилотируемые и непилотируемые объекты большей массы с полигона Байконур или объекты той же массы с российского полигона Плесецк.

Началу работ по теме предшествовал анализ вариантов модернизации двигательной установки блока «И» РН «Союз». Предпочтение было отдано двигателю 14Д23.

Двигатель представляет собой четырехкамерный, не регулируемый по давлению в камере ЖРД тягой в пустоте 30 тс, выполненный по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа в камерах. Двигатель работает на компонентах топлива жидкий кислород, керосин.

Двигатель не только создает тягу, но и изменяет соотношение компонентов с целью одновременной выработки топлива в баках РН, являясь исполнительным органом СУ РН, управляет курсом ракеты-носителя в полете, обеспечивает подогрев рабочего тела для наддува топливных баков носителя.

Номинальный удельный импульс тяги в пустоте 359 с, что значительно выше того же параметра (326 с) двигателя-прототипа РД-0110 и является рекордным показателем среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире.

Продолжительность работы двигателя на основном режиме — 300 сек.

Наличие экспериментальных и производственных баз, большого опыта отработки двигателей позволило предприятию в достаточно короткий срок изготовить несколько двигателей в штатной комплектации и провести их успешные испытания с подтверждением соответствия основных параметров ТЗ.

Сокращение финансирования в 1998 году существенно затянуло доводочные испытания двигателя. Однако в 2006 году состоялись его первые летные испытания в составе РН «Союз-2.1б». Позже началась эксплуатация данного двигателя в составе РН «Союз-СТБ» и «Союз-2.1в». К настоящему времени осуществлено свыше 50 пусков РН с данным ЖРД.

Руководство работами по созданию двигателя осуществляли В. П. Козелков, В. М. Бородин, В. Д. Горохов, А. Г. Плис, И. И. Фукс, В. В. Гурин.

Продолжаются товарные поставки двигателей заказчику.