+7 (473) 234-64-06

Место разработки

КБХА

Место производства

Воронежский механический завод (ВМЗ)

Характеристики

  • тяга в пустоте — 200 тс;
  • удельный импульс тяги — 455 с,
  • давление в КС — 223 кг/см2;
  • компоненты топлива — жидкий кислород, жидкий водород.

Назначение

Двигатель второй ступени универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия» генерального конструктора В. П. Глушко для вывода на околоземную орбиту многоразового корабля «Буран» и других объектов массой до 100 тонн.

Эксплуатация / этап отработки

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.02 1976 года № 132–51 и приказом МОМ от 05.03.1976 года № 82 КБХА приступило к разработке ЖРД РД0120 для второй ступени РН «Энергия» генерального конструктора НПО «Энергия» В. П. Глушко. Двигательный блок ступени включал в себя четыре двигателя РД0120.

Огневой отработке двигателя предшествовали автономные доводочные испытания (АДИ) агрегатов на матчасти, изготовленной на ВМЗ и в опытном производстве КБХА. АДИ проводились в экспериментальном комплексе КБХА, а также НИИХИММАШе, ГИПХе, располагавших стендами для испытаний на водороде и кислороде.

Доводка двигателя усложнилась тем, что КБХА не располагало стендами для огневых испытаний кислородно-водородного двигателя. Действующий стенд на тягу 40 т был только в НИИХИММАШе (г. Загорск).

В НИИМАШе (г. Нижняя Салда) строился кислородно-водородный комплекс, на котором планировалось провести основной объем отработки.

Доводочные испытания двигателя начались в НИИХИММАШе на стенде В2Б, допускавшем в начале режим работы до 25% номинального, при горизонтальном расположении двигателя.

Первый двигатель поступил на стенд В2Б НИИХИММАШа осенью 1978 года. На нем были сначала проведены «холодные» испытания, а потом начаты и огневые испытания.

Обеспечение работ осуществлялось сводной бригадой во главе с В. С. Рачуком, который был назначен техническим руководителем работ с правами главного конструктора темы.

Работы по двигателю РД0120 активно велись в НИИХИММАШе до 1978—1979 гг.

К началу 1980 года был готов к приему двигателя вертикальный стенд 201 в НИИМАШе.

С августа 1980 года и до назначения в 1981 году главным конструктором темы, техническим руководителем работ в НИИМАШе был В. С. Рачук.

Всего с 1978 года по 1989 год на стендах НИИХИМАШа и НИИМАШа было проведено 812 огневых стендовых испытаний с суммарной наработкой 163608 сек.

Двигатели РД0120 поставлялись в МИК, где монтировались в хвостовой отсек блока Ц ракеты и подвергались комплексу испытаний, предусмотренных документацией. Работы по двигателю велись силами представителей КБХА и ВМЗ во взаимодействии с работниками МИКа. Многие элементы пневмогидроэлектросистем отрабатывались в ходе сборки РН, поэтому объем работ в МИКе, в том числе и по двигателю, был достаточно большим.

Всего с участием КБХА было собрано семь РН. Три из них прошли «холодные» испытания, одна — стендовые огневые испытания, две — летно-конструкторские испытания.

Первый запуск ракеты-носителя «Энергия» (№ 6СЛ) с макетом полезного груза — стотонным модулем «Полюс» успешно осуществлен 15 мая 1987 года с УКСС, а 15 ноября 1988 года с левого старта СК осуществлен запуск ракеты-носителя «Энергия» (№ 1Л) с орбитальным самолетом «Буран».

Суммарная наработка при испытании изделия 5С и летных испытаниях составила 5359 сек.

Эти пуски подтвердили высокие технические характеристики двигателя РД0120.

Стендовая отработка двигателя проводилась на матчасти КБХА и ВМЗ. Товарные поставки производились ВМЗ.

Техническое руководство разработкой двигателя осуществляли:

  • главные конструкторы темы — Г. И. Чурсин, В. С. Рачук;
  • ведущий конструктор темы — Л. Н. Никитин.