+7 (473) 234-64-06

Место разработки

КБХА

Место производства

Воронежский механический завод

Характеристики

  • тяга на Земле — 23,5 тс;
  • удельный импульс тяги на Земле — 259 с;
  • давление в камере сгорания — 67,5 кг/см2;
  • компоненты топлива — жидкий кислород, керосин.

Назначение

Рулевой двигатель первой ступени ракеты-носителя «Союз-2.1в» разработки РКЦ «Прогресс» (г. Самара)

Эксплуатация / этап отработки

В марте 2010 года в соответствии с техническим заданием ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» в КБХА был разработан эскизный проект четырехкамерного кислородно-керосинового рулевого ЖРД 14Д24 (главный конструктор — В. Д. Горохов) для первой ступени РН легкого класса «Союз-2.1в». Большинство агрегатов рулевого двигателя были заимствованы без изменения или с несущественными изменениями с прототипа РД0110 — одного из наиболее отработанных серийных двигателей.

Двигатель обеспечивает управление полетом РН по каналам тангажа, рысканья и крена за счет отклонения всех четырех камер на угол не менее + 42° от нулевого положения, наддув бака «О» за счет подогрева гелия в теплообменнике и наддув бака «Г» смесью генераторного газа и гелия после смесителя двигателя и создает дополнительную тягу ДУ 1-й ступени РН 23,5 тс.

Создание и отработка двигателя были проведены в сжатые сроки — за три года, завершившись успешным проведением межведомственных испытаний в 2013 году. 28 декабря 2013 года успешно состоялось первое летное испытание РН «Союз-2.1в», в составе которой ЖРД 14Д24 в связке с маршевым ЖРД НК-33 на первой ступени обеспечили полет и управление ракеты на начальном участке траектории. На 2020 год осуществлено шесть пусков РН с данным двигателем.

Продолжается изготовление двигателей для поставки заказчику.