РД0109
Место разработки
ОКБ-154 (АО КБХА)
Место производства
ОКБ-154 (АО КБХА) совместно с заводом № 154 (ВМЗ)
Характеристики
- тяга в пустоте — 5,56 тс;
- удельный импульс тяги — 323,5 с;
- давление в камере сгорания — 51 кгс/см2;
- компоненты топлива — жидкий кислород, керосин.
Назначение
Двигатель третьей ступени (блока «Е») повышенной надежности ракеты-носителя 8К72 («Восток») главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королева
Эксплуатация / этап отработки
Двигатель РД0109 разработан на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 22.05.1959 года № 569–264 и приказа ГКАТ от 09.06.1959 года № 213 за 1 год и 3 месяца в 1959–1960 годах с целью совершенствования характеристик и повышения надежности третьей ступени (блок «Е») ракеты-носителя 8К72 («Восток»).
Разработан на базе ЖРД РД0105, работает на тех же компонентах топлива, не имеет значительных схемных отличий от него и обладает улучшенными характеристиками.
Двигатель РД0109 имеет меньшую, чем у предшественника, массу, повышенную экономичность и надежность в работе. Эти преимущества были получены за счет замены камеры конструкции и производства ОКБ-1 и создания в ОКБ-154 новой экономичной и легкой камеры сгорания (КС).
Первые КС изготавливались в производстве ОКБ-154, проходили автономные огневые испытания и доводочные испытания в составе двигателя. Изготовление доводочных и товарных двигателей, начиная с 4 квартала 1960 года, производилось с КС производства ВМЗ. В 4 квартале 1960 года производством ОКБ-154 было изготовлено 9 товарных двигателей, из них 5 двигателей повышенной надежности с КС ВМЗ, в том числе и двигатель № 17, который вывел на орбиту космический корабль с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным 12 апреля 1961 года.
В апреле—октябре 1960 года было проведено 27 доводочных испытаний, при этом суммарная наработка отдельных двигателей составляла 2–3 ресурса.
Предварительные ЛИ проводились с 15.04.1960 года на 6 двигателях-прототипах РД0105. Первое ЛИ штатного двигателя РД-0109 проведено 22.12.1960 года. Всего до полета Ю. А. Гагарина было проведено 3 ЛИ двигателя РД0109.
С помощью двигателя РД0109 решены исторические задачи освоения космоса, прежде всего запуск 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту космического корабля «Восток» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту и в дальнейшем всех одноместных пилотируемых кораблей.
Всего было проведено 576 СИ и 140 ЛИ. Суммарная наработка при СИ и ЛИ составила 224450 сек.
Двигатель РД0109 в составе ракеты-носителя «Восток» демонстрировался в 1967 году на международных выставках в Монреале и Париже, а также на Выставке достижений народного хозяйства СССР.
Производство ОКБ-154 в течение нескольких лет изготовило и поставило 140 товарных двигателей, использованных при пусках РН различного назначения. Разработкой двигателя руководил ведущий конструктор В. П. Кошельников.